ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

10 сентября 2020

Анатолий Пуро: "Главная проблема Воркуты – это отсутствие профессионального управления бюджетом города и городской инфраструктурой"

Представляем интервью Анатолия Пуро, экс-мэра города Воркуты, кандидата в депутаты Совета МО ГО "Воркута" VI созыва по одномандатному округу 11, кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми.

– Начнём с истории – как вы оказались в команде Ромаданова?

– В 2003 году РАО "ЕЭС России", Правительство Республики Коми и АЭК "Комиэнерго" подписали трёхстороннее Соглашение о реформировании энергосистемы Республики Коми. О том, что такие переговоры интенсивно ведутся я знал, т.к. руководство компании "Комиэнерго" привлекало меня для сбора информации о состоянии коммунальной инфраструктуры города Воркуты. В конце сентября мою кандидатуру, как руководителя этого проекта в городе, согласовали все высокие подписанты без моего предварительного согласия, о чём я узнал из телефонного разговора в два часа ночи с Генеральным директором Смекаловым Михаилом Анатольевичем, а уже утром около 10 часов встречал у трапа самолёта заместителя Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Вячеслава Синюгина, прилетевшего для ознакомления с энергообъектами города. Первоначально в ночном разговоре с генеральным я отказался, т.к. только в августе 2001 года меня назначили директором ВТЭЦ-1 и неотложных дел было по горло с учётом довольно запущенного хозяйства. Но он попросил не подставлять его и я дал согласие с условием замены меня при первой возможности. Куратором этого проекта по приказу генерального был назначен его заместитель по финансам Константин Ромаданов. До этого мы были с ним знакомы довольно поверхностно. Администрация города, действуя в рамках этого Соглашения, назначила меня на должность директора МУП "ВТС". Так АЭК "Комиэнерго" совершенно официально, начинала реформирование энергосистемы города. Кроме того, на федеральном уровне, Президентом были установлены целевые контрольные показатели того, сколько в процентном отношении должно было быть частных обществ, арендующих жилищно-коммунальные имущественные комплексы у муниципальных предприятий по временным срокам. Идея федерального Правительства была довольно простой: организовать корпоративное управление персоналом и инфраструктурой ЖКХ по всей стране, чтобы повысить их эффективность, провести современные технические мероприятия и сократить издержки с целью сдерживания роста тарифов ЖКХ. Добавлю, что по итогам этой работы только трудовой коллектив ООО "ТСВ" среди всех ресурсоснабжающих организаций города выполнил все запланированные на год показатели в рамках проекта "Воркута – энергоэффективный город".

– Как и почему произошёл разрыв с Ромадановым?

– Когда я пришёл к руководству городской Администрацией, то у меня периодически возникали конфликты с руководством РК по поводу моего отказа или бездействия выполнять какие-то сомнительные поручения. Я предполагаю, что Константин Ромаданов решил в конце концов "связать" меня криминалом: в последних числах февраля – начале марта 2012 года он, как куратор города, приехал в Воркуту с инспекторской проверкой по организации очередных выборов. Перед этим мне была передана "рыба" проекта договора, где было указано, что на финансовые потоки города заходит ООО под названием, кажется, "Стройсервис" с включением в проект договора двух пунктов: 1. при расторжении этого договора по инициативе администрации города, она обязуется выплатить ей неустойку в размере 100 млн. рублей; 2. установить этой структуре неизменную на протяжении 10 лет ставку арендной платы по арендуемым ею помещениям в городе. И то и другое было незаконными (криминальными) преференциями, а второй пункт и вовсе не относился к моим полномочиям, поскольку был прерогативой Совета города, к тому же сложившаяся в Совете практика ежегодного пересмотра и утверждения ставок арендной платы не позволяла сделать это на законных основаниях одной организации, либо надо было применить такой подход ко всем арендаторам. Вечером на 20:00 Константином Ромадановым было назначено совещание по этому и другим вопросам в моём кабинете. В назначенное время Константин Ромаданов не пришёл и в 20:35 я отпустил домой своего заместителя по ЖКХ Наталью Коршунову, и собрался уходить сам, когда он зашёл со своим помощником Александром и Михаилом Ашихминым. Я предложил поговорить наедине, понимая, что разговор будет очень жёсткий, но он всех оставил. Константин Ромаданов спросил, согласовал ли я проект договора. Я пояснил ему, почему проект договора носит абсолютно криминальный характер, добавив, что по этой же причине Правовое управление администрации его не завизировало. Тогда повернувшись к Михаилу Ашихмину, он сказал: "Миша, поставь задачу Спиряеву". Я резко возразил: "Это с какого перепуга ваш Миша будет ставить задачи заместителю руководителя Администрации по правовым вопросам?!". Константин Ромаданов пришёл в сильное возбуждение, нервно задышал, забегал по кабинету и скомандовал, чтобы все немедленно вышли.

Я добавил вслед уходящим, что предлагал ему поговорить без декораций. Немного успокоившись Константин Ромаданов сказал: "Вы понимаете, что вам придётся уйти из города?", я ответил: "Я не держался зубами ни за одно кресло потому, что надо, чтобы рот оставался свободным и за это тоже не буду!!!". Когда он снова повторил свой вопрос, я резко ответил: "У меня из носа сопли в рот ещё не текут, понимаю и уйду!!!". После этого он ушёл ужинать в ресторан "Шангри Ла", где его ждали Евгений Шумейко и Борис Петровский. Там он сказал историческое: "Женя, бери город!", Шумейко, смеясь, ответил: "Юрьевич, у Аркадьевича всё хорошо получается!". Ромаданов повторил своё предложение и на сомнения Шумейко, что он не справится, ответил: "Там всё организовано, заместители своё дело знают, тебе остаётся только общее руководство". На следующее утро ко мне в кабинет пришёл Борис Петровский, который и передал всё содержание их беседы. Поясню, что каждое утро у меня в кабинете проходило оперативное совещание (как правило, 5-10 минут) с моими заместителями, где я ставил им новые задачи, если таковые были, а они говорили в каких вопросах надо включаться мне, чтобы помочь по курируемым направлениям. В то же утро на этом совещании я подробно рассказал им об этом конфликте с Ромадановым, сказав, что это необходимо для того, чтобы они понимали, что будет происходить в дальнейшем со мной и городом, и почему Ромаданов начнёт кампанию по нашей дискредитации и мы вдруг из хороших начнём становится плохими. Я пообещал им, что в деталях буду рассказывать обо всех событиях, которые будут происходить со мной. В то время наш город уже прочно занимал и удерживал первое место в Республике по эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства. Так, выступая на совещании в Правительстве РК, руководитель Госжилинспекции Александр Плёнкин, обращаясь к руководителям администраций муниципальных образований сказал: "Я понимаю, что сейчас нельзя хвалить Анатолия Пуро, но я скажу, езжайте в Воркуту и посмотрите своими глазами, как там организована работа жилищно-коммунального хозяйства!". Это было очень смелое заявление. Перед этим он лично, в рабочей одежде, со своей командой осмотрел подвалы, чердаки, теплопункты, трубопроводы по которым Госжилинспекция, выдала более 1000 предписаний. Как оказалось, все замечания были устранены не только в отчётах, но и на деле. Из-за стола президиума Константин Ромаданов смотрел на него недобрым взглядом.

Попутно хочу развеять ещё один миф обо мне о том, что меня убрали из города "в никуда". Это ложь: когда в конце апреля, в Воркуту на открытие мемориала в честь 70-летия немецкой трудармии, приехал Вячеслав Гайзер, я всё ему подробно рассказал, но интереса моё сообщение не вызвало, он сказал, что "не будет жечь из-за меня свои ресурсы!". Затем сказал, что они предлагают мне позицию первого заместителя Министра ЖКХ Республики. Позднее Вячеслав Гайзер подтвердил мне на выбор две позиции: первого заместителя Министра ЖКХ Республики или Генерального директора ООО "Коми тепловая компания". Я, формально, выбрал первую и уехал с 12 сентября до 01 октября 2012 года в отпуск, решив больше не работать с руководством РК, поскольку количество криминальных поручений становилось всё больше и больше; и резко, без объяснения причин, прекратил все контакты с руководством Республики, ни на звонки, ни на вызовы меня через посыльных в городскую администрацию на связь, не отвечал, резонно посчитав, что работать с руководством республики становится небезопасно.

Фактически это было дерзкое неповиновение и, видимо, они решили устроить мне показательную порку: сначала направили для проверки правильности расходования бюджетных средств по собственным доходам муниципалитета комиссию Контрольно-ревизионного управления Минфина РК с составлением акта проверки, которая ничего против меня не нашла. Тогда в нарушение федерального законодательства была направлена вторая проверка по тем же самым вопросам, которая также злоупотребила своими полномочиями, поскольку проверила расходование собственных средств бюджета муниципалитета без нашего обращения и провела вторую проверку по уже проверенным вопросам. Вторая проверка нашла "нарушения" расходования бюджетных средств в части направления моего заместителя в служебную командировку в Италию в составе группы муниципальных служащих администраций, в том числе, с севера Дальнего Востока страны. Командировка была организована по приглашению Всероссийского Совета муниципальных образований в рамках межправительственного соглашения России и Италии. При оформлении командировки не было допущено НИКАКИХ финансовых нарушений. Суть претензий сводилась к следующему: я, являясь руководителем (представителем) Администрации в штате которой состояли ВСЕ работники Администрации, и с которыми от имени Администрации были заключены трудовые договора, в их трактовке, был "неуполномоченным лицом" для направления работника в служебную командировку, а сделать это должен был, по их мнению, Глава города Юрий Сопов, который не обладал, естественно, НИКАКИМИ полномочиями в отношении работников Администрации, поскольку не являлся, в отличии от меня, законным представителем Администрации. Вся правовая позиция строилась на одном из решений Совета города, которое было действующим (неотменённым), но – незаконным, т.к. противоречило Трудовому кодексу и Уставу города. После нашей второй жалобы в Генеральную прокуратуру, последняя обязала через прокуратуру РК, местную прокуратуру опротестовать это решение Совета города, что и было ими сделано дословно по тексту наших жалоб. Таким образом "правового обоснования нарушений" даже и формально, уже не было.

Ранее, в гражданском процессе мы проиграли это дело и после прохождения всех инстанций Верховный Суд РФ подтвердил это решение суда. Чтобы понять весь абсурд этого решения не надо быть не только юристом, но даже умным быть необязательно!!! Далее, этот эпизод плавно перешёл в уголовное дело и прокуратура запросила наказание в виде 1 года лишения свободы в колонии-поселении. Адвокату после очередной попытки удалось, наконец-то, приобщить к делу протест прокуратуры на уже отменённое решение Совета города, на котором ранее базировалось обвинение. И суд, несмотря на преюдицию (то, что доказано в одном суде, не требует доказательства в другом), возможно, посчитав, что с него уже слишком много требуют, оправдал меня по этому эпизоду с правом на реабилитацию. После прохождения всех инстанций Верховный Суд РФ подтвердил и этот приговор суда. Таким образом, у меня есть два диаметрально противоположных решения и приговора суда по одному и тому же эпизоду!!! В одном я виновен, в другом – нет!!! И если бы это были все противоречия, нестыковки и ложь, ... в деле...!!!

– Говорят, что вы лишились большей части состояния после этого конфликта?

– А как Вы себе представляете реализацию отъёма этого имущества? Подъехала какая-нибудь братва сразу после конфликта и всё забрала?! Это очередной миф. В 2008 году, разводясь с первой женой, я добровольно купил ей квартиру в ближнем Подмосковье и дал достаточное количество денег, хотя она ничего не требовала, а бандитам, предложившим ей свои адвокатские услуги "по разорению" меня при разводе, "показала на дверь"! А начиная с 2009 года я постоянно дарил своё имущество своей жене и будущей маме нашего ребёнка для того, чтобы они чувствовали себя спокойно и уверенно, и чтобы возможные наследники, которых я не видел годами, не претендовали на него!

– Есть желание воевать? Политика – это способ мести? Вы рады его посадке?

– Вот так прямо, чтобы чесалось – нет! Но если понимать классическое определение политики, как борьбу за захват и удержание власти, то такая борьба неизбежна. Если депутат, выражая волю, настроения и позицию своих избирателей, видя, что предлагаемое решение идёт им во вред, интеллектуально понимая, что это решение несправедливое и нелогичное, не находит в себе мужества вступить в аргументированную полемику, сказать "нет", проголосовать против предлагаемого несправедливого решения, то ему надо заняться другим делом! В этих случаях власть должна получать жёсткий ответ от представителей народа. Этот канал – и многие другие – обратной связи с народом должен работать и тогда горячие дебаты будут идти в представительном (законодательном) органе власти, а возникающие проблемы в городе вовремя решаться. Вообще все общественные взаимодействия при правильной организации общества основаны на системе сдержек и противовесов и ещё многом другом. Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон говорил, что "Справедливость без мудрости стоит много, мудрость без справедливости не стоит НИЧЕГО". К примеру, если взять сравнительно недавнее решение о повышении пенсионного возраста в России и ссылки его адептов на мировой опыт, то сначала надо бы достичь мировой статистики этих стран по здоровью нации, качеству медицинской помощи, продолжительности активной жизни, а не бедного "дожития"; среднемировых пенсий развитых стран; их социальных программ поддержки населения; а потом уже увеличивать пенсионный возраст до которого значительная часть граждан, особенно мужчин, в настоящее время, просто не доживёт! Мировой исторический опыт свидетельствует, что несправедливость и унижение всегда приводят к серьёзным общественным катаклизмам!

Нет, не способ мести. Знаете, надоело наблюдать за неэффективными попытками "эффективных команд" "поднять" городскую инфраструктуру!

Я бы не сказал, что испытал большую радость от посадки команды Гайзера. Скорее, было чувство торжества справедливости. Когда я узнал об их посадке, то потом немного даже пожалел их: мне казалось, что они были такие не приспособленные к жизни в суровых условиях выживания!

И было же видно, наверное, многим и даже, возможно, правоохранителям, что большинство из них из себя представляет! Даже в своём узком кругу среди моих заместителей мы часто называли их, за отдельные "подвиги", – "шпана сыктывкарская". К тому же, знаете, злобная ненависть "разрывает" психику, уничтожает человека, поэтому у меня нет к ним злобы. Библейский призыв возлюбить врагов своих позволяет сохранить психику и здоровье. Другое дело, что жизнь иногда заставляет нас хладнокровно, без эмоций, годами "лежать в окопе", дожидаясь своей цели.

– Говорят, что вы записывали Ромаданова – правда?

– Это, наверное, нужно знать его адвокатам. Давайте оставим это интригой, пусть волнуются!

При этом я уже говорил, что всё-всё, происходящее со мной в плане давления и моего "добровольного" ухода, день за днём я рассказывал своим заместителям на оперативных совещаниях, что они и подтвердили в ходе судебного следствия, хотя суд отказал нам в вызове ВСЕХ свидетелей защиты (!!!) – мы заявили ходатайство в вызове 21 свидетеля – и мы обеспечивали явку этих четырёх моих заместителей в суд самостоятельно.

– Чему учит преследование, колония, есть какие-то выводы?

– Сначала немного о самом уголовном деле: в ходе всех этапов следствия, в том числе судебного, я постоянно заявлял, что моё дело является заказным и сфабрикованным, приводя этому доказательства. Продолжаю это утверждать и сейчас, и буду утверждать в дальнейшем, пока справедливость в отношении меня не будет восстановлена, а виновные в фабрикациях – наказаны в соответствии с законодательством РФ. Считаю, что моя вина в ходе описанных выше процедур, доказана не была, но при этом должностными лицами, которые занимались этим делом, было допущено много нарушений, в том числе УПК РФ. Могу привести небольшой пример. Когда Самойлов давал показания в отделе ФСБ, который несмотря на то, что мои статьи относились к подведомственности следственного отдела города, всё-таки начал это расследование, он на первом же оформленном допросе, будучи предупреждённым о статье 307 (клевета) УК РФ и статье 51 Конституции РФ (праве не свидетельствовать против самого себя, своих родных и близких – называемом "правом на ложь обвиняемого") показал, что проект договора с приложениями к нему в его кабинет принёс заместитель руководителя администрации по правовым вопросам Юрий Спиряев и передал, якобы, со словами: "Руководство сказало, что надо подписать". На вопрос следователя: "Какое руководство?", Самойлов ответил: "Я понял, что Пуро и Коршунова". Когда вызвали на допрос в отдел ФСБ Юрия Спиряева и показали ему протокол допроса Самойлова (действия Юрия Спиряева, если принять версию Самойлова, подпадали под статью УК "группа лиц в сговоре") то он, сказал, что не помнит такого эпизода, а посмотрев на даты, указанные Самойловым, пояснил, что в это время, он находился в полубессознательном состоянии в реанимации Городской больницы с диагнозом "обширный инфаркт", а после выписки из больницы был на длительной реабилитации. Таким образом, с допроса второго "соучастника дела", составленная, понятно где и понятно кем, легенда сразу пошла под откос! Поскольку даже идиоту было ясно, что Юрий Спиряев не мог находиться в этих двух местах одновременно: и коррумпировать "честного" Самойлова и лежать в больнице с обширным инфарктом. Павел, а как вы думаете, что было бы, если у Юрия Спиряева не оказалось бы безусловного алиби?! Вопрос риторический. Наверное, вместе с ним играли бы мы в шахматы в общежитии колонии-поселении, а уже вошедший в роль "честный"

Самойлов мог бы, возможно, на кого скажут, показать ещё что-нибудь! Далее, при всех допросах в соответствии со следственными процедурами, Самойлов подписывался, что все показания, данные им ранее, он подтверждает. То есть подписывался под тем, что откровенно солгал, поскольку алиби Юрия Спиряева с диагнозом больницы напрочь опровергало его лживые показания! И если бы это были все противоречия, нестыковки и ложь в уголовном деле...!!! При очной ставке наш "честный", раскаявшийся в совершённых преступлениях Самойлов, сразу взял 51 статью Конституции и отказался отвечать на все наши вопросы!!! Законное, но странное поведение человека, который активно сотрудничает со следствием, оформил явку с повинной: казалось бы, изобличай преступника, помогай следствию "выводить его на чистую воду"! Ан нет! На суде было всё то же: 51 статья Конституции, отказ от ответа на наш любой вопрос. А мы подготовили ему больше 100 вопросов!

Преследование напоминает гон зверя, как на охоте, только в качестве жертвы выступает человек, иногда невиновный (я читал статистику правозащитных организаций по количеству безвинно осуждённых – их 15-24% – особенно много таких в сфере экономических преступлений). Уголовное преследование, как и любое другое, учит действовать быстро и хладнокровно, но крайне продуманно, придерживаясь своего плана, а не того, который тебе навязывают, не терять выдержки, присутствия духа, в общем, "не терять головы" и оставаться в боевом состоянии. Тебя постоянно пытаются сбить с этого пути, подавить твою волю, сознание, желание сопротивляться, заставить признать свою "вину".

– Вы, наверное, ненавидите сотрудников силовых ведомств, да и сами эти ведомства?

– Нет, напротив. Я столкнулся в некоторых ведомствах с большим количеством профессиональных, умных и – что не менее важно! – порядочных людей, которые, несмотря, видимо, на прессинг, возможность получить большие премии, повышение по службе и благосклонность высокого начальства, поступали профессионально и честно! Я испытываю ещё большее уважение, чем до этой грязной истории со мной, к местному ОМВД России по г. Воркуте: их руководство и оперативные работники вынесли все отказные материалы по всем проверкам, которые им были поручены, так только по служебной командировке в Италию, о которой я говорил выше, было вынесено 6 (!!!) отказных материалов, которые прокуратура города раз за разом опротестовывала! Вы можете себе представить сколько "шишек набили на головах" Игоря Безмана и его заместителей, подписывающих отказные материалы?! Затем, как я уже говорил, по этой служебной командировке я был оправдан судом в уголовном процессе с правом на реабилитацию! Одна местная газетка написала в заголовке статьи по поводу позиции прокуратуры по этому эпизоду: "Прокуратура в борьбе за справедливость".

Только вот возникает вопрос: за справедливость ли боролась прокуратура или за что-то другое ...?!

Оперативные работники полиции, которым я давал пояснения, сами удивлялись, зачастую, бессмысленным вопросам, содержащимся в поручениях, спущенных сверху. Так, к примеру, вдруг "сверху" решили опросить меня по поводу подлинности получения мною высшего образования. (Как будто и так не видно! – шучу). Чего уж проще, проверить в рамках оперативно-розыскной деятельности этот вопрос с получением необходимых документов по запросу и, при наличии обоснованных претензий, опрашивать?! Но надо было постоянно дёргать без повода, видимо, с целью психологического давления.

В городском следственном отделе тоже было удивительно: уличили мэра в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями. Казалось бы, не каждый день в сети правоохранителей попадает такая "крупная рыба" и логично, что "выводить её на чистую воду" должны были поручить самому опытному и профессиональному следователю, а то и двум. Особенно, с учётом возможности получить большие премии, повышение по службе и благосклонность высокого начальства, о чём я уже говорил ранее. Тем не менее, вести следствие поручили самому молодому следователю в отделе с небольшим стажем работы!!! Логично предположить, что более профессиональные, опытные и совестливые старшие товарищи уже ознакомились с делом и, возможно, уклонились от него. Дальше – больше!

Следствие подходит к заключительному этапу: вынесение отказного материала или подписи обвинительного заключения и пропадает молодой следователь, ведущий это дело. Адвокат сказал, что он или уволился, или ему отпуск оформили. Надо менять следователя. По идее, в следственном отделе должна была выстроится живая очередь из желающих подхватить эстафету и получить все эти преференции! Не тут-то было! Из следственного Управления РК переводится в местный следственный отдел следователь майор Ломов (милейший человек, но ...), которому, видимо, поручено подписать обвинительное заключение. На мой вопрос о том, перевели ли его в Воркуту на место постоянной работы, он отвечает утвердительно. И поясняет, что ищет жильё, а семья приедет позже. Я предлагаю ему поспорить на ящик коньяка, что его переведут обратно в Сыктывкар в течение месяца, как только он закончит здесь моё дело. Он отказывается, говоря, что точно останется работать здесь.

Вы уже, конечно, догадались, что и месяца не прошло, как его перевели обратно, о чём мне рассказал адвокат!

В местном следственном отделе возбудили ещё какое-то дело, которое вскоре закрыл следователь Протасов из-за отсутствия состава и события преступления. Я даже не понял на допросе в чём суть обвинений. Вы представляете себе, как им всем – и начальникам, и рядовым следователям – досталось!!!

А теперь скажите, как мне не уважать следователей и руководство отдела за проявленные профессионализм и порядочность?!

Далее обвинительное заключение утверждает заместитель прокурора и направляет дело в суд. Адвокат говорит мне, что дело отписано судье Ноженко и напоминает, что тот не вынес ни одного оправдательного приговора. Я бодро отвечаю, что "я у него буду первым, надо же когда-то начинать!". Не получилось! Недели через три, со слов адвоката, судья Ноженко возвращает дело председателю суда, сказав что-то про аффилированность. Я не знаю, как кто, но я его зауважал, как профессионала и человека, поступившего честно. Очень хорошее впечатление, как о профессиональном и честном судье, осталось о Круковской.

Дальше дело было за малым: найти другого судью.

– А как вы относитесь к вопросу о люстрации судейского корпуса?

– В период массовых сталинских репрессий, по сути, всем виновным в фабрикации дел, приведших к гибели и зверскому наказанию невиновных граждан, удалось уйти от ответственности. Это не должно повториться. В юриспруденции есть такой принцип: неотвратимость наказания. Поэтому я считаю, проведение тотальной люстрации жизненно необходимой процедурой, которая только и будет способствовать восстановлению законности и справедливости в нашей стране. Зло не должно торжествовать! Когда начнут говорить многие из невинно осуждённых – это будет второй Архипелаг Гулаг, только поменьше. И появится новый Солженицын. Уверен, что это время скоро придёт!

– Вы чувствуете себя соучастником Ромаданова? Ну то есть нет ли такого ощущения, что когда было выгодно – вы были на стороне ЖД, а потом стали бороться за справедливость?

– Нет, конечно, не чувствую. И даже не потому, что ни в каком статусе не привлекался к их делу. Один раз опросили по организации подписки на периодическую печать, которой я не занимался. По вашему ходатайству. На суд не вызывали, значит в суде не звучало.

По своему менталитету мы – антиподы. Они, при любой возможности, всеми правдами и неправдами, стараются работать, в том числе, на свой карман, мы же – всегда думаем о правовых и моральных последствиях принимаемых решений: у меня на любом совещании всегда присутствовал юрист из правового управления с целью вовремя "зажечь красный фонарь" при обсуждении вариантов решения проблемы.

Могу привести пример: за 16 месяцев, когда наша команда управляла городом, мы, в том числе, организовали снос 60 аварийных пустующих домов в городе. Работы проводились БЕЗВОЗМЕЗДНО силами организаций жилищно-коммунального комплекса в рамках оказания городу технической помощи по письмам Администрации города. Если посчитать укрупнённо, то стоимость работ составила бы приблизительно 30 млн. рублей. Казалось бы, проводи конкурсы и всё будет законно! Мы не стали тратить деньги из городского бюджета. Потом многократно различными следственными бригадами проводились проверки с поиском, как, якобы, провели оплату. Получилось ровно, как сказал древнекитайский философ Конфуций: "Трудно найти в тёмной комнате чёрную кошку особенно, если её там нет!".

Интересно тут другое: в городе давно ходит слух, что при администрации Шумейко были проведены конкурсы, по крайней мере, на часть БЕЗВОЗМЕЗДНО снесённых при нашей Администрации домов и эти работы, которые были выполнены при нашей Администрации БЕЗВОЗМЕЗДНО, были оплачены каким-то их "подрядчикам". Может проверить надо?

– Оцените качество управления городом с момента вашего ухода? Кто был лучший мэр?

– Была такая неписанная традиция, что неэтично следующим мэрам оценивать своего предшественника, мы её с большим трудом, но соблюдали. Но потом, только ленивый из них, не оттянулся на мне, при этом ничего – ни уха, ни рыла! – не понимая в делах, которыми занимался! Потом – "наезд" на жену, о котором расскажу ниже. Поэтому и у меня больше нет никаких этических ограничений по этому поводу.

Возможно, вы удивитесь, если я скажу, что ГЛАВНАЯ проблема нашего города заключается не в недостаточных для инвестиционного развития финансовых средствах, а в ОТСУТСТВИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ ГОРОДА И ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ. Финансовые средства стоят на втором месте. Поясню сказанное: я избирался депутатом Совета города три созыва подряд с 2003 по 2011 годы, затем досрочно сложил свои депутатские полномочия и был переведён первым заместителем руководителя Администрации. И всегда, когда депутаты поднимали какую-нибудь значимую городскую проблему, все мэры говорили одно и то же, что "в бюджете свободных денег нет и если решите, то вот, пожалуйста, снимайте финансовые средства с защищённых статей бюджета (детские сады, школы, пенсионеры, инвалиды, ...) и перераспределяйте!". На что, естественно, ни у одного из депутатов рука не поднималась! Когда наша Администрация пришла к управлению городом, я поручил планировщикам бюджета проверить все "подстрочники" бюджета (до них депутаты никогда не доберутся), провести ревизию всех целевых муниципальных программ и всех затратных обязательств бюджета на предмет целесообразности этих затрат для города. Так вот, только в одном месте по подстрочнику они нашли абсолютно избыточно запланированные затраты почти на 100 млн. рублей! Что позволило нам начать массовые закупки на 210 млн. рублей специальной строительно-дорожной техники (немецкие асфальтобетоноукладчик, различные катки для укладки асфальта, машину для срезки асфальта (фрезу)); снегоуборочной техники, различных ковшовых погрузчиков, мусоровозов, автоэвакуатора, пылеуборочных машин и т.д.

Многое из этой автотехники до сих пор работает в городе. Мне рассказывали, что когда один из журналистов на какой-то встрече спросил у Мельникова: "А где та автотехника, которую приобретали при администрации Пуро? В городе было чисто." Мельников ответил, что "в том-то и проблема...мы до сих пор не можем её найти!". Могу подсказать, где надо искать. Как мне говорили, когда их администрация банкротила МУП "Воргашорское транспортное управление" всю автотехнику, которая находилась там и арендовалась жилищно-коммунальными организациями города, "пустили с молотка" отдельным предпринимателям, возможно, цены тоже были отдельные. Наверное, и другими схемами выводили. Там пускай и поищут!

Огромная проблема заключается в деградации кадров. Скажите, кто приводит к руководству большими и разрушенными городскими хозяйствами городов этих КАБИНЕТНЫХ РАБОТНИКОВ, не имеющих ни соответствующего профессионального образования, ни сколько-нибудь значимого, опыта работы в производственном секторе, ни профессиональных знаний?!

Самые глобальные изменения в городе происходили тогда, когда к его руководству приходили профессиональные производственники с большим стажем и опытом руководящей работы: Василий Григорьевич Курских, при котором Воркута превратилась в одну большую стройку: ежегодно вводилось около 500 тысяч м2 жилой площади, строился завод крупнопанельного домостроения ЗКПД-2, плотина на Усе, в городе проживало около 240 тысяч человек; Игорь Шпектор.

И всегда деградация экономики и бардак в городе при последующих непрофессиональных кабинетных работниках ... Когда-то Ленин заявил, что в СССР "... каждая кухарка сможет управлять государством ...". Слава Богу, при коммунистах до этого не дошло! Но, похоже, времена повернулись вспять!

Адаптация таких руководителей с производством и овладение ими новой должности заключается в прочтении нескольких справок, подготовленных профильными отделами. Вы можете представить выступление такого руководителя в трудовом производственном коллективе или проведение им переговоров с руководителем какой-нибудь бюджетной стройки?! Любой вопрос, выходящий за пределы подготовленной справки, показывает его полную профессиональную некомпетентность! Как такой руководитель будет выбирать вариант из нескольких предложенных его помощниками? Вы для ремонта своей квартиры, выбирая между профессиональными ремонтниками и непрофессионалами-любителями, кого пригласите? Часто самым опытным в администрации оказывается какой-нибудь советник, про производственный и руководящий опыт которого, можно сказать афоризмом: "Маленькая мушка сидела на ухе вола, когда её спросили, что она делала?, она ответила: "Мы – пахали!!!"". Я на каждом шагу вижу в городском округе отсутствие ежедневной напряжённой работы администрации по восстановлению разрушенной городской инфраструктуры и, как обычно, вспышки активности по ремонтам дорог, придомовых территорий, ... в последний выборный год. Интересно, горожан эта показная активность устраивает?!

Читаю некоторые агитки руководства и советников в газете: "приложим все силы...", "будем восстанавливать", ...! У меня возникает только один вопрос: а кто это всё разрушил и кто мешал вам восстанавливать разрушенные отрасли и городское хозяйство в течение 4 предшествующих лет?! Сплошной пиар и демагогия!

Даже дураку понятно, что орудия главного калибра – это позитивные КАРДИНАЛЬНЫЕ улучшения на территории, проведённые за 2-3, ну 4 года максимум! Но когда больших позитивных изменений нет, то орудием главного калибра становится БЕСПРОСВЕТНЫЙ ПИАР, недоговорённости и ложь!!! В листовке одного едроса, сказано, что "мы поняли, что надо уважать врачей"! А что для этого надо развалить все отрасли по списку, чтобы понять, что надо уважать труд всех: и врачей, и работников культуры, и работников физкультуры и спорта, и инженеров, и рабочих, и уборщиц, и дворников, ...

Когда-то Ленин заявил, что в СССР "... каждая кухарка сможет управлять государством ...". Слава Богу, при коммунистах до этого не дошло! Но, похоже, времена повернулись вспять!

Прочитал статью какого-то московского эксперта-аналитика с оценкой предвыборной кампании в Воркуте. Удивительные вещи пишет эксперт-аналитик. С его слов, главное в том, что "...благодаря команде Гурьева в Воркуту стали поступать средства из федерального бюджета на реализацию национальных и региональных проектов ... эти средства выделялись только тем муниципалитетам, где работают открыто, прозрачно, где нет коррупционной составляющей". Позволю себе задать вопрос – очень надеюсь! – этому образованному мужу: если исходить из противного, то муниципалитеты, администрации которых работают не открыто, не прозрачно, где ЕСТЬ КОРРУПЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ наказывают тем, что им не выделяют финансовые "... средства из федерального бюджета на реализацию национальных и региональных проектов ...", видимо, чтобы они их не разворовали?! А если вспомнить, что на территориях, уже пришедших в полный упадок, где работают эти коррумпированные администрации, ещё и какие-то ГРАЖДАНЕ проживают, то следует, что федералы вместо того, чтобы отстранить от руководства и предать справедливому суду проворовавшиеся администрации – что было бы законно и логично!, – просто не дают этим "командам" денег на обустройство территории, т.е. заставляют граждан муниципалитета безвинно ещё больше страдать в деградирующей инфраструктуре с коррумпированной администрацией у власти! А можно опубликовать в этой же газетке ссылку на федеральный закон или какой-нибудь подзаконный акт, где была бы прописана вся эта процедура? Да, кстати, и финансовые средства из федерального бюджета на реализацию федеральных и региональных проектов идут сначала в регион, а не в Воркуту! Я подумал, как можно "эксперту-аналитику" писать такую откровенную чушь?!

И, кажется, понял, откуда началась эта славная новая легенда о которой сказано выше: ещё до недавнего времени все пиарщики мэров и они сами говорили и писали о такой занятной процедуре, как "выбивание денег" у вышестоящей власти.

Никто из них, естественно, не мог пошагово разъяснить механизма, как происходит это "выбивание"?! Однокоренные слова к слову "выбивать" – "бить", "выбить". Попробую пофантазировать: эта процедура заключается в силовом давлении мэра на руководителя региона с целью выбить деньги? Или мэр оказывает силовое давление на Правительство РФ?! Я многократно наблюдал, как ведёт себя большая часть мэров на совещании у руководителя региона или, даже, его помощников, если их поднимут для объяснения: сбивчивое дыхание, дрожащий голос и тайное желание, поскорее отсюда выскочить на волю. Кто там чего "выбивает"?! И только в одном случае, если мэр находится в более-менее дружеских отношениях, например, с руководителем региона, то тот может послушать немного, пока не надоест, а потом сказать, что "...хватит, нет, до свидания!". Сейчас об этом "выбивании" перестали говорить и писать (похожие легенды ходят только в отношении отдельных, близких к власти, депутатов) и, возможно, нашли такое вот замещение той байки на очередную чушь!

Позволю себе напомнить, что до ареста команды Гайзера, Республика входила в 5-ку самых успешных регионов, аж целого Северо-Западного округа и была, как и её руководство, исключительно на хорошем счету! Потом вдруг выяснилось, что в органах высшей государственной власти Республики чуть ли не ОПГ с 2002 года действовали! Наивно предположу, что не случись этого маловероятного, с позиций теории вероятности, события, то, возможно, и сейчас, к примеру, Константин Ромаданов, рассказывал бы где-нибудь на 1 канале федерального телевидения, как всю свою чиновничью карьеру беспощадно боролся с оргпреступностью и коррупцией, приводя яркие и замечательные примеры этой борьбы!

Я поговорил с Николаем Вантухом и Андреем Лосевым – это профессиональные, умные руководители – и они спросили, "...а вы заметили, что финансирование всех проектов по ремонту дорог, парков, ... идёт централизованно за счёт нацпроектов, региональных проектов, грантов, дополнительных вливаний, как "подарок городу" на асфальтирование дорог, а КУДА идут крупные финансовые потоки бюджета города, кроме как на "проедание" по отраслям?!". Я ответил, что, конечно, сразу заметил.

Только у администраций Шпектора и моей, за спинами мэров не стояли "серые кардиналы". А когда мы посмотрим внимательно на всех этих "кардиналов", то увидим, что они, по сути, также не имели ни соответствующего образования, ни опыта серьёзной управленческой работы в производственном секторе экономики. Могу привести пример, когда я работал директором МУП "ВТС", то отказался ходить на производственные совещания, которые проводил заместитель мэра Владимир Кондратьев, поскольку вступать с ним там постоянно в полемику было бы просто неприлично, а не вступать – тяжело. Он давал указания отрасли так, как себе её понимал, а понимал он её очень своеобразно. Туда ходил наш главный инженер.

Те темпы, которыми администрация проводит ремонты улично-дорожной сети, дорог общего пользования муниципального и республиканского значения, например, сейчас, ускоренно, перед выборами, совершенно недостаточны: даже если это 5-7 % об общей их протяженности, то потребуется 14-20 лет, чтобы отремонтировать их полностью, а за этот срок они снова станут ветхими...

– А на Главу региона сказанное вами тоже распространяется?

– Нет, Глава региона – это фигура, в значительной мере, политическая. Под ним большие профильные министерства с приличным штатом профессиональных работников. Ему нужен только богатый опыт управленческой работы в любой крупной отрасли. Да и интеллектуальный уровень, в том числе, крупных чиновников регионов, федеральных и региональных министерств значительно выше, чем у среднего мэра города, особенно нынешнего. А опыт крупной управленческой работы даже сравнивать неприлично!

Продолжу: ... По структуре руководства Администрации мы видим там двух бюджетников, одного бывшего операционного сотрудника коммерческой банковской структуры, т.е. можно с натяжкой сказать, что троих финансистов. Что все трое обслуживают бюджет города, который около 3,5 млрд. рублей?! Иначе непонятно для чего их там столько! Знаю, что их обязанности "перекручены": кто только чем не занимается! Но в структуре администрации должны быть опытные профессиональные руководители-отраслевики, иначе получается, что "пироги печёт сапожник, а сапоги тачает пирожник"! Например, бюджетом Москвы в 3,5 триллиона рублей (в 1000 раз больше) занимается один профильный заместитель, правда, под ним – Департамент.

Вообще только Ирина Зиберт, которая занимается ЖКХ, имела, до прихода в администрацию, опыт руководящей работы в коммунальном хозяйстве. Я всегда говорил, что на должностях директора, главного инженера, главных специалистов уже поздно учиться: туда надо приходить уже имея профессиональное образование, большой опыт работы по многим "ступенькам" профессии и хороший интеллектуальный запас!

В кибернетике есть такой первый закон многообразия Эшби (кибернетика – это искусство управления), который может быть сформулирован так, что "любая управляющая система должна быть организована более сложно, чем управляемые ею системы". Давайте спросим у рядовых работников социальной и других сфер города, ощущают ли они мудрое руководящее воздействие руководства администрации, какие улучшения, вызванные этим воздействием, происходят в их работе, коллективах? Или всё идёт самотёком через профессиональное руководство начальников управлений? Думаю, что комментарии тут излишни.

– Вы лично знакомы со Светланой Чичериной? Какое она производит на вас впечатление, как личность?

– Да. Сначала в качестве руководителя операционного отдела филиала Сбербанка. Была такая улыбчивая, коммуникабельная, услужливая, прямо, как зайка! Потом увидел её, когда она уже была в должности заместителя мэра в отделе Сбербанка на ул. Ленина, 31. Я удивился, как меняется человек: за ней суетливо следовала "свита" из 4 сотрудников банка, судя по форме. Со мной, правда, вежливо поздоровалась и приветливо поговорила. А последний раз – на Ёлке мэра в этом году. Мы с ней не поздоровались – она не смотрела в мою сторону – хотя Игорь Гурьев подошёл ко мне и мы с ним приветливо поговорили. Я смотрел на неё и думал, что она напоминает мне снежную королеву: такая же надменная, неулыбчивая и неприступная с ледяным взглядом. Может быть потому, что рядом не было равных ей в величии – её бизнес-подруг, – говорят, она с ними, по-прежнему, такая же весёлая и улыбчивая.

Я подумал тогда: "Боже, как корёжит людей власть и деньги!".

– А как относитесь к совмещению Светланой Чичериной управления двумя большими направлениями в городе?

Это вообще курьёзная тема! Я говорил об этом с Анатолием Замедянским, с которым очень хорошо знаком ещё по моей работе в Горкоме партии при Василии Григорьевиче Курских. Анатолий Замедянский долгие годы курировал социальные отрасли города в ранге заместителя мэра и я спросил его мнение о том, можно ли эффективно управлять этими отраслями в городе одновременно? Получил ожидаемый ответ: "Конечно же нет!!! Это невозможно!". Не буду приводить все его аргументы, а лишь скажу, что Анатолий Замедянский является высококлассным профессионалом и порядочным человеком, имеющим безупречную репутацию и большое уважение в руководимой им отрасли, стаж его муниципальной работы составляет 26 лет, а его рабочий день, как руководителя социальной сферой города, продолжался, как правило, с 8 до 20 часов!

Я попросил Марину Совершаеву прокомментировать тот же вопрос. Она была, как всегда, предельно лаконична: "Это – бред! В городе нет ни управления экономикой, ни управления социальной сферой!!! И это ответ на ваш вопрос!", я переспросил: "А ты готова доказать это в суде, если Чичерина вздумает опровергнуть твоё утверждение?". Ответ: "Готова! Она мне больше известна не как номинальный руководитель отраслей экономики и социальной сферы в городе, а как автор резкого повышения зарплат и выходных пособий руководству администрации и их приближённым, в том числе "золотых парашютов" при увольнении "выдающимся" менеджерам городской администрации!". Желающим прочитать подробно про "золотые парашюты" могу посоветовать поискать в Интернете: лет 5-6 назад Александр Литвинов подробно об этом рассказывал в своих статьях и, как говорил мне, писал жалобу в Генеральную Прокуратуру РФ.

От себя добавлю, что Марина Совершаева проработала на различных руководящих должностях, занимаясь бюджетированием, 17 лет, является по оценке отдельных руководителей РК – одним из лучших финансистом республики. Если подытожить сказанное Анатолием Замедянским и Мариной Совершаевой, то становится очевидным, что если целеполагание Светланы Чичериной – это получить как можно больше денег, находясь у власти, то эта задача ею решена успешно. Видимо, задача эффективного управления и развития курируемых отраслей города ею, по серьёзному, даже не ставилась.

При этом возникает несколько кадровых вопросов. Резонно было бы оценивать работников исходя, как минимум, из четырёх ключевых признаков: профессиональному образованию (очень желательно), профессиональному уровню работы, высокой работоспособности, порядочности Когда из администрации города увольняли (кто-то сомневается, что "по собственному желанию"?!) заместителя мэра по экономике и финансам города Марину Совершаеву и замещали её на этой должности Чичериной, не имеющей, насколько я помню, никакого значимого опыта работы в городском бюджете, то какими аргументированными соображениями были вызваны эти абсолютно нелогичные перемещения?! В нашей Администрации про Марину Совершаеву говорили, что у неё есть только один недостаток, но он непреодолимый – она честная!

Когда увольняли (кто-то сомневается, что "по собственному желанию"?!) заместителя мэра по социальной сфере высококлассного и порядочного специалиста (я уже писал об этом) Анатолия Замедянского и частично замещали его на этой должности Чичериной, не имеющей, насколько я помню, никакого значимого опыта работы в социальной сфере, то какими аргументированными соображениями были вызваны эти абсолютно нелогичные перемещения?!

Да и странно при этом, неужели во всём городе, в экономике и социальных отраслях не нашлось ни одного работника более профессионального в экономике и социальной сфере, чем она?! Вопрос – риторический: своя рука – владыка!

Скажите честно, как вы думаете, эти кадровые нелогичные перемещения пошли на пользу в плане развития этих отраслей в городе?

– Похоже, нет!

– Мы с Мариной Совершаевой и Анатолием Замедянским считаем так же.

Продолжу по кадровым перемещениям в администрации. Из администрации увольняется Ираида Сергиенко, проработавшая много лет начальником Финуправления, я работал с ней и считаю её классным финансистом и порядочным человеком, и это не только моё мнение. На её место назначается главный бухгалтер администрации Татьяна Кожина! Мне, может быть наивно, кажется, что функционалы главного финансиста города и главного бухгалтера администрации существенно отличаются. И это даже не говоря об отсутствии опыта работы! И неужели заместитель Ираиды Сергиенко оказалась менее профессиональной, опытной, работоспособной и порядочной, чем главный бухгалтер Татьяна Кожина?! Из "недостатков" Ираиды Сергиенко я слышал только один: она всегда говорит "нет", когда видит нарушения. Из администрации увольняется (кто-то сомневается, что "по собственному желанию"?!) Зоя Шаймарданова, проработавшая много лет начальником отдела строительства и капремонта – очень опытный, профессиональный и порядочный руководитель и специалист. Затем увольняется начальник юротдела Наталья Сотникова, тоже высококвалифицированный юрист и порядочный руководитель, ... Также руководитель аппарата администрации Надежда Матвеева, ... Какой-то странный, на первый взгляд, принцип замены кадровых руководителей! Какой из перечисленных мною ключевых признаков является решающим при этих увольнениях?! Извините, надоело перечислять.

– Вы ведь тоже убрали почти всех заместителей Будовского, кроме Замедянского?

– Да, только подход был совсем другой: мы меняли непрофессионалов на профессионалов. А в нынешней администрации происходило, почти, ровно наоборот. Только по заместителю мэра Александру Кочергину, который, в общем-то, профессионален, было принято решение об увольнении, поддержанное на уровне республиканского руководства с учётом позиции прокуратуры (об этом мне рассказал Константин Ромаданов). По открытости и порядочности, нам больше импонировала Марина Совершаева.

Лучший мэр города у каждого – свой. Наверняка, некоторые и Будовского, и Шумейко считают лучшими мэрами, ...

– Руководство города к вашему решению пойти в депутаты отнеслось благосклонно?

– Это целая, даже не знаю, как назвать, полукриминальная история. Я, видимо наивно, предположил, что такое решение определяется только моей волей и ни у кого спрашивать разрешения я не обязан. А с учётом качества их кадрового корпуса думал, что они даже обрадуются. Не тут-то было!

Сначала пришла СМС-ка от советника мэра Александра Литвинова с предложением "на 15 минут сегодня в обед встретиться". Я, резонно посчитав, что это не его дело и не стоило бы ему сюда лезть, ничего не ответил. Тогда он звонит моей жене, которая находилась в отпуске, в Ярославской области. Разговор начинается с упрёков, что у тебя, Оля, хорошая работа и хорошая зарплата, мы тебе помогли... Оля, прерывает его, спрашивая, если он её пугает увольнением, то она прекратит разговор!

Тогда советник Литвинов спрашивает, говоря обо мне: "... чего он попёрся в депутаты?! Зачем он туда лезет? Чего ему дома не сидится?! ..." Оля говорит, "...при чём тут она, что это дело только Анатолия Аркадьевича, он со мной по этому вопросу не советовался, влиять на него она даже пытаться не будет, т.к. он сам принимает все решения, а она его поддержит в любом ...". Оля передаёт эти угрозы мне.

На этом дело не закончилось. По выходу Оли на работу, к ней в рабочее время, приходит какой-то московский политолог, представившийся Сергеем (не тот ли "эксперт-аналитик", о котором я писал выше?). И начинает свой разговор с Олей с рассуждений про престижную работу, хорошую должность, приличную зарплату, ... Оля прерывает его и спрашивает "вы мне угрожаете? Я закончу разговор!"; он говорит "да нет, просто рассуждаю ..., зачем он пошёл в депутаты, сидел бы дома спокойно, ..." Потом в течение 40 минут три раза "крутится эта же волынка"! Я не хочу ничего спрашивать у советника Литвинова и заезжего московского "эксперта-аналитика" – с ними всё и так ясно!

Я обращаюсь к мэру Игорю Гурьеву: "Что это было?! И что ваша "команда эффективных менеджеров" себе позволяет?! Вы лично считаете такие "наезды", приемлемыми "формами работы" с персоналом?! Вы тоже считаете персонал, работающий в подведомственных организациях и учреждениях Администрации, своей собственностью?!".

Хочу пояснить, что даже "приличные" бандиты с которыми наша Администрация воевала, не позволяли себе "наездов" на жён и детей, а пытались "разбираться с клиентом"! Этим занималась только "отмороженная братва" из 90-х! Откуда у этих кабинетных руководителей взялись такие методы "работы"?

Я, как цепной пёс, в которого кидают камни, начинаю тихо сатанеть!...

А скажите, как называются люди, которые используют бандитские методы воздействия на семью?

– Так и называются.

– Я тоже так думаю. Они поступают, как "новые феодалы", как будто, все подведомственные им организации и персонал являются их собственностью! Сюда же относится и это давление на бюджетников, работников подведомственных организаций при проведении встреч с руководством города перед выборами – какой там COVID 19 – и запугивание лишением премии тех, кто не придёт на встречи!!!

– Мэр Гурьев не предлагал вам работу до этого эпизода?

– Почти два года назад (30 октября 2018 г. в День Памяти жертв сталинских массовых репрессий у Камня), он спросил, не хочу ли я поработать, учитывая мой большой опыт руководства. Я ответил, что собираюсь и сказал где. Потом я предложил ему подумать и сказать мне своё решение. Вот почти два года ждал. Уже в начале июля текущего года Игорь Гурьев написал мне СМС-ку в которой спросил, почему я к нему насчёт работы не обращался. Не могу сказать, забыл он или только вид делает.

– Сколько вы зарабатывали, как мэр города и сколько – ваши заместители?

– Я со всеми накрутками и надбавкой за секретность зарабатывал меньше 250 тысяч рублей, заместители – 120-150 тысяч со всеми накрутками.

– А нынешние?

– Я не анализировал их декларации, но мне показали подготовленные таблицы, раза в 2-3 больше меня, а замы – более, чем в 3 раза больше. Могут сказать, что мы тут квартиры продавали. Тогда, если перефразировать один известный мультфильм: "Чтобы продать что-то, нужно сначала получить что-то!". Скорее, эффективным менеджерам – эффективные зарплаты!

– Возможно.

– Только городское хозяйство, практически, в руинах!

– Я слышал вы участвовали в совещании в администрации по вопросам подготовки ЖКХ города к зиме. Администрация пригласила?

– Нет, меня пригласил референт руководителя региона Игорь Семивеличенко, он же куратор города, в качестве консультанта с задачей выполнить объезд Усинского водовода, визуально оценить качество проводимых работ и их организацию, также проанализировать представленные администрацией отчёты. С моей точки зрения ситуация там довольно критическая. Я поделился своим впечатлением от увиденного. "Градус" совещания сразу несколько поднялся.

Это, судя по всему, очень не понравилось руководству администрации. Одна их статусная дама, "в узком кругу", как мне передали, сказала, что "... на него не стоит обижаться, он стоит на учёте у психиатра!". Хочу рассказать правду.

Честно признаюсь, что один раз в 10 лет, я записываюсь на приём к наркологу, психиатру, окулисту, терапевту, снимаю энцефалограмму головного мозга, ... когда приходит срок замены водительского удостоверения и нужна медицинская справка. Это же делают все водители автотранспорта. Возможно, эта дама бывает на приёмах там систематически, а до окончания курса ещё далеко и все симптомы ещё не купированы? Если бы была такая смелая, как изображает из себя, то могла бы позвать меня в кабинет и всё высказать в глаза.

Но: "Молодца среди овца и ОВЦА среди молодца!".

В администрации Шумейко работал такой Мельников, который, со слов многих, хорошими манерами не отличался. Возможно, эта дама переняла у него эти "формы работы" с людьми.

Про этого Мельникова мне Зоя Михайловна Шаймарданова – начальник отдела строительства и капремонта в администрации – говорила, что это "...совершенно некомпетентный и нетактичный руководитель! ...". Говорит и сейчас, что может подтвердить и обосновать это в суде. Возможно, желающих сделать это будет ещё больше.

Одна из норм этики, гласит: "Поступай с людьми так же, как хочешь, чтобы они поступали с тобой!". Если эта статусная дама – что вряд ли – с этикой знакома, то мой ответ ей должен понравиться.

– Вы любите народный фольклор? Ведь люди часто точно подмечают главные черты руководства, давая им краткие характеристики. Можете привести примеры по администрации?

– Люблю, если это глубокий анализ. Я общаюсь со многими горожанами, там и бывшие, и действующие работники администрации, и коммерсанты. Могу привести часть из народного фольклора: "Два метра дури", "Простоквашино", "На всех одно яйцо и то у дамы", ... Давайте, на этом остановимся, потому что дальше идут нецензурные выражения.

– Почему так жёстко?

– Я пытался узнать у коммерсантов откуда такая ненависть (употребляют именно это слово). Они говорят приблизительно одно и то же: они ничего не делают, они ничего не хотят решать!

– Взаимодействие с Воркутауглем, что делать городу?

– Желательно бы Северстали, как градообразующей, в конечном счёте, структуре города, сильно изменить формат взаимодействия с городом: ежегодная благотворительная помощь должна быть в районе нескольких сотен миллионов рублей. Желательно бы Воркутауглю подключиться к программам администрации по благоустройству шахтёрских посёлков в плане технической помощи в сносе аварийного пустующего жилья. Обо всём этом я говорил и Вадиму Ларину, и Сергею Ефанову. Ларин отказался сразу обсуждать этот вопрос, а Ефанов, хоть и поддержал в части сноса домов, но ничего не сделал.

– У вас репутация не политика, а хозяйственника. Вот и нам хочется чёткий ответ, не политический, есть будущее у Воркуты и в каком виде?

– Приведу пример: в мою бытность мэром города, мне позвонил начальник дирекции строящегося предприятия – шахты, которую планировал построить Ново-Липецкий металлургический комбинат, кажется, на 3-ем поле Усинского месторождения и попросил меня по приезду в Сыктывкар, встретиться с ним. Когда я приехал, он, к моему удивлению, попросил содействия в том, чтобы благотворительная помощь в размере 500 млн. рублей, которую руководство комбината не только планировало дать городу в этом году, ещё до начала строительства, но давать её ежегодно и далее, попала в Воркуту! Я сказал, что в первый раз об этом слышу и "за" всеми руками горожан"! Оказалось, что руководство республики предлагает им передавать эту помощь в республику, а их руководство хочет переводить обязательно в Воркуту.

Организации Газпрома оказывали благотворительную помощь Воркуте и могли бы оказывать её на постоянной основе. При наличии таких ресурсных организаций, работающих в моногороде проблем могло бы быть намного меньше.

Отсюда понятны и направления развития: большая доля налоговых поступлений, которые остаются в городе; помощь администрации в развитии малого и среднего бизнеса; поиск и привлечение инвесторов; ревизия и оптимизация расходов бюджета; развитие новых направлений экономики и других сфер в городе, к примеру, международного и внутреннего туризма; участие в различных федеральных и региональных программах, ...

– Вы готовы вернуться во власть? Какая программа? Почему СР?

– Готов, пришло время совершенно других руководителей и других подходов, т.к. дальше разваливать хозяйство уже некуда! К тому же, вы, наверное, видите по настроениям граждан, что история даёт нам шанс сделать это уже "на ободах", ещё с трудом сохраняя общественное спокойствие!

Надо привлечь квалифицированные профессиональные кадры, за 3-4 года провести тотальный ремонт улично-дорожной сети, придомовых территорий, местных дорог республиканского и муниципального значения, начать капремонты жилого фонда, подготовить законодательные инициативы в области переселения горожан из деградирующего жилья, активно сотрудничать по этим и другим вопросам с органами региональной и федеральной власти, в том числе законодательной, ...

Когда нынешние руководители города, кандидаты в депутаты Совета города от партии власти – "Единой России" – рассказывают о своих достижениях, особенно – и это обычное явление! – в выборный год, то возникает простой вопрос: вы приписываете себе все более-менее значимые позитивные события в городе, даже те, которые происходят БЕЗ ВСЯКОГО ВАШЕГО УЧАСТИЯ, а в чём выражается ваша ответственность за тот общий развал городского хозяйства, который виден невооружённым глазом, стоит только зайти вглубь от нескольких заасфальтированных улиц в центральной части города, пройти через соседний благоустроенный двор, ...?! В том, что вы "приложите все усилия", "постараетесь навести порядок", ... В массе невыполненных неконкретных обещаний до следующих выборов?!

Если взять в целом по партии "Единая Россия", то на сайте "Новой газеты" был представлен анализ выполнения партийных программ и обещаний с 2002 года: из 21 выполнены 2. Как вам пункт из 12-летней программы "Стратегия 2020": к 2020 году – увеличение средней зарплаты до 2700 долларов США в месяц?! У вас такая?

Почему это происходит, ответ очевиден: любая правящая партия деградирует при отсутствии, в том числе, РЕАЛЬНОЙ политической конкуренции!

Мне представляется, что региональное и местное отделения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" РЕАЛЬНО жёстко сражаются за законодательную и представительную власть! Повторю, что в самом простом изложении, "политика – это борьба за захват и удержание власти". И борьба эта всегда жёсткая и бескомпромиссная (исключение составляют только многочисленные партии-спойлеры власти, имитирующие эту "борьбу").

Поэтому только тогда, когда партийная монополия "Единой России" закончится и будет многопартийная (хотя бы РЕАЛЬНАЯ двухпартийная) система, начнётся какой-то прогресс. Также же не соблюдается принцип разделения властей, поэтому не работает и система сдержек, и противовесов.

Смешно наблюдать, когда в эту выборную кампанию, руководство исполнительной власти города подбирает себе лояльных, удобных кандидатов в депутаты представительной власти и активно их распиаривает. Интересно, как будут эти КАРМАННЫЕ ДЕПУТАТЫ отстаивать права своих избирателей, контролировать расходование бюджетных средств, обязывать администрацию выполнять какие-то позитивные значимые решения,...?! А никак не будут, поскольку их задача послушно поддерживать ЛЮБЫЕ решения этой власти! И не только потому, что личного мужества не хватит! Не хватит много чего другого!

Вы же знаете, как подбираются эти депутаты руководством города: выбирается какой-нибудь медийный человек – детский доктор, талантливый художник, хороший учитель, ... – главное требование, чтобы был аполитичным или не слишком совестливым! И вот – уже готов карманный депутат любого уровня! Вообще, диалектически надо понимать, что исполнительная власть и представительная (законодательная), в значительной степени, по своей природе АНТАГОНИСТИЧНЫ. Потому, что интересы разные: представительная власть представляет интересы избирателей (народа), а исполнительная власть решает при этом задачи снижения затрат, упрощения сложного решения, не видит путей решения проблемы, просто не хочет более интенсивно работать, представляет интересы отдельных структур, ... Они, по определению, должны постоянно вступать в локальные серьёзные конфликты в поисках оптимального решения, которое бы устроило обе стороны и это ещё в идеальном случае!

Какие уж тут общие объятия на фотографиях и плакатах! Если бы в любой стране с развитой демократией какие-то депутаты фотографировались бы в обнимку с представителями исполнительной власти, то эта идиллия, безусловно, привела бы к концу их карьеры!!!

За такие вот "сладкие парочки-троечки" уж точно голосовать не надо!

Интервью интернет-изданию "КомиТелега"

Благодарим за участие в выборах!
Сергей Миронов: государственные вузы должны предоставлять высшее образование бесплатно
Сергей Миронов призвал Минфин и Росстат строже вести учет средств на поддержку населения
Анатолий Пуро: "Главная проблема Воркуты – это отсутствие профессионального управления бюджетом города и городской инфраструктурой"
Правительство Республики Коми поддержало проект установки памятника Герою Советского Союза Генералу армии В.Ф. Маргелову в городе Усинске
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию