Региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми вышло с предложением к врио Главы Коми Владимиру Уйба о принятии программы по снижению уровня бедности в Республике Коми
19 августа 2020
Региональное отделение партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми вышло с предложением к врио Главы РК Владимиру Уйба о принятии программы по снижению уровня бедности в Республике Коми:
Уважаемый Владимир Викторович!
11 августа 2020 года на заседании Совета Регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми был вынесен на обсуждение вопрос "О бедности и социальном неравенстве по Республике Коми".
Информация для обсуждения была подготовлена с использованием материалов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, Министерства экономики Республики Коми и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Денежные доходы населения Республики Коми в 2019 году, по предварительной оценке, сложились в размере 349,1 млрд, рублей, среднедушевой денежный доход жителя республики в среднем за месяц в 2019 году составил 35,3 тыс. рублей.
Номинальные доходы населения ежегодно увеличивались (общий прирост за 2014-2019 годы составил 16%), при этом реальные денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен, ежегодно снижались, за исключением 2018 года (рост на 0,7%). За период с 2014 по 2017 годы реальные денежные доходы населения сократились на 21%, в 2019 году на 2,9%.
Снижение реальных денежных доходов, с одной стороны, обусловлено инфляционными процессами. Ключевыми факторами, оказавшими влияние на рост индекса потребительских цен в Республике Коми, были динамика цен на жилищно-коммунальные услуги, изменения в тарифах на услуги транспорта, применение новой ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 года.
Кроме того, причинами снижения реальных денежных доходов населения республики являются:
увеличение доли населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения, что является главной причиной сокращения рабочей силы в регионе;
уменьшение численности населения республики, в том числе в результате миграционного оттока республику покидают в основном квалифицированные специалисты и перспективные молодые кадры;
рост потребительского кредитования, ставки по которому значительно уменьшились;
увеличение налоговой нагрузки на население в части имущественных налогов (в связи с переходом на новый порядок налогообложения).
Для Республики Коми, как и для России в целом, характерен высокий уровень бедности, который определяется долей населения с доходами ниже прожиточного минимума. Законодательно прожиточный минимум гарантирован только пенсионерам и с мая 2018 года работающим гражданам, но не гарантирован неработающим, студентам и детям.
В 2018 году уровень бедности населения в Республике Коми составил 14,9%, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 125,3 тыс. человек, что на 6,4% меньше уровня 2017 года. (Данные за 2019 год будут опубликованы только в 2021 году.)
Среднегодовая численность малоимущих граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, в 2018 году, составила 58,7 тыс. человек (47% от численности бедного населения, рассчитанной Росстатом).
По состоянию на 1 января 2020 года в республике зарегистрированы в установленном порядке малоимущими 16 784 семьи, в них 53,5 тыс. человек, в том числе 24,8 тыс. детей (46%). Уровень бедности сельских жителей существенно выше, чем в городе. Одним из основных факторов бедности на селе является высокий уровень безработицы.
С 2019 года в Республике Коми реализуется проект "Социальный контракт с малоимущим гражданином", который заключается по одному из четырех направлений:
а) по поиску работы;
б) по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования и стажировке в организации;
в) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
г) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
По каждому направлению малоимущим гражданам предусмотрена выплата пособия. Ежемесячная выплата в 2020 году предусмотрена 14 868,0 рублей. Контракт заключается от 3 месяцев до года.
Встает вопрос достаточен ли объем такой поддержки семей для их выхода из черты бедности? Какие еще меры необходимы?
Участники заседания высказали ряд предложений по вопросу, а именно:
1. Какова актуальная информация состояния бедности в Республике Коми по состоянию на 1 июля 2020 года? Нужны показатели и индикаторы за 1 полугодие 2020 года, которых пока нет. Предлагается разработать и принять программу по снижению уровня бедности в Республике Коми на ближайшие годы.
2. Социальный контракт не должен быть "вещью в себе". Пилотный проект социального контракта требует сбора обратной связи и беспристрастного анализа результатов. Какова эффективность социального контракта: количественная и качественная, а также удовлетворенность?
3. Предлагается создать межведомственный координационный совет по борьбе с бедностью. Активное содержательное участие в этой работе должны принимать: Министерство экономики Республики Коми, Министерство сельского хозяйства Республики Коми, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми и другие ведомства. Координатор и ответственный Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
4. Необходимо усилить в Республике Коми работу по формированию финансовой и хозяйственной грамотности населения. Соответствующие органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения должны принимать постоянное участие в этой работе: Министерство образования, науки и молодежной политики и Министерство финансов региона.
Прошу Вас рассмотреть и поддержать предложения Регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми по снижению уровня бедности в Республике Коми.
--
Руководитель депутатской фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственном Совете Республики Коми, руководитель регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Татьяна Саладина