Татьяна Саладина приняла участие в работе конференции коми народа Сыктывдинского района
14 декабря 2020
В селе Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми состоялась конференция коми народа, посвященная состоянию дорог на территории района и республики в целом "Коми туй".
Традиционное ежегодное собрание участников движения "Коми войтыр" состоялось в традиционном формате с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований, и было посвящено обсуждению одной из самых острых проблем большинства сельских поселений – состоянию и ремонту дорог.
Основной докладчик – заместитель руководителя администрации Сыктывдина Андрей Коншин рассказал, что район содержит сеть автомобильных дорог общей протяженностью 187 км. Большая часть этих дорог находится в неудовлетворительном состоянии. Несмотря на ежегодное проведение ремонта в рамках имеющихся средств муниципального дорожного фонда, привести в соответствие автомобильные дороги, даже в части приоритетных направлений, таких как муниципальные школьные маршруты, не предоставляется возможным. Это связано с тем, что общая стоимость проведения как капитального, так и текущего ремонта, кратно превышает годовой объем муниципального дорожного фонда.
Одной из основных причин разрушения дорог – не только в Сыктывдинском, но и в других районах коми, является перевоз тяжеловесных грузов по дорогам местного значения, в частности, при вывозке песка и леса. Яркий пример, это дорога Зеленец Парчег, где уже не один год самосвалами при вывозке песка разрушается дорожное полотно.
Главы администраций сельских поселений не менее озабочены состоянием дорог. Заместитель главы СП "Зеленец" Ольга Калмыкова отметила, что если не решить вопрос восстановления дорог сейчас, то через десять лет строить их будет просто не для кого. Села будут вымирать, потому что туда не смогут подвозить ни продукты, ни пенсию, автобусы не будут возить детей в сады и школы.
Заместитель министра строительства и жкх Республики Коми Эдуард Слабиков также прокомментировал ситуацию. Прежде всего, он отметил, что дороги не должны финансироваться по остаточному принципу, и прежде чем распределять общественно-полезные ресурсы и лесные угодья, нужно обязательно проводить общественные слушания с жителями района.
По его мнению, недропользователь должен согласовывать транспортную схему вывозки леса и полезных ископаемых. Иными словами, если дороги, по которым арендатор планирует осуществлять вывозку, не предназначены для такой нагрузки, которая происходит при проезде лесовозов или самосвалов, то при получении лицензии он должен понимать, что ему придется строить альтернативные дороги или проезды, определив для этого отдельный земельный участок, как это было раньше.
– Районы остаются заложниками ситуации, которая складывается у нас с недропользователями и лесозаготовителями, которые сегодня вывозят все, что можно из леса, из недр и уходят, оставляя жителей один на один с теми проблемами, которые этот недропользователь им оставил, – отметил Эдуард Владимирович.
Он предложил также районам проанализировать ситуацию с действующими предпринимателями. Посмотреть, какой объем налогов получает от них районный и республиканский бюджет, оказывают ли они помощь по ремонту и содержанию дорог, а затем определить, с каким заготовителем можно работать, а с каким – нет.
Со стороны муниципалитета ситуацию прокомментировала руководитель Любовь Доронина. Она пояснила, что участок, который передан в аренду "СПЕЦСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ ПЛЮС" используется по назначению – для разработки песка. Для вывоза этого песка предприниматель использует дорогу общего пользования местного значения "Зеленец Парчег", которую большегрузы нещадно разбивают. Сегодня этот участок, как и другие 7 дорог муниципалитета, относится к несогласованным школьным маршрутам. Однако наладить с арендатором социальное партнерство администрации не удается – никакого участия в поддержании или ремонте дорожного полотна они не принимают. К тому же в 2020 году решением суда им вновь продлена лицензия на недропользование.
Главы сельских поселений "Лэзым" и "Слудка", где также осуществляется вывоз леса, подтвердят мои слова о том, что есть и добросовестные лесозаготовители, которые помогают содержать дороги: подсыпать, грейдировать. Но таких немного. В этой связи я всецело поддерживаю инициативу Главы Республики Коми Владимира Уйба о переходе только на зимний промышленный вывоз леса.
Все предложения озвученные на встрече были внесены в протокол собрания "Коми войтыр". Заместитель Председателя Правительства Республики Коми – министр национальной политики Галина Габушева и руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственном Совете Республики Коми Татьяна Саладина взяли их "на карандаш" и под личный контроль.